Ввести свой текст

Литература

Школа читательского мастерства в образовательном пространстве STEAM SCHOOL

Конечно, ваши дети знают народные сказки, истории и легенды, превращенные в мультфильмы и захватывающее кино, они учат наизусть стихи в садике, школе и дома… Мы предлагаем обогатить их опыт через совместное чтение как знакомых, так и неизвестных произведений. Мы будем читать и обсуждать прочитанное. Мы будем учиться думать и анализировать смысл прочитанного, а затем – формулировать свои впечатления. Мы будем сравнивать разных писателей, разные эпохи, разные стили, поэзию и прозу.

Автор и ведущий курса — Александр Мацулевич. Исследователь детской и подростковой литературы, публицист, филолог, преподаватель, редактор и автор книг для детей и взрослых. С 2013 года Александр проводит клубные встречи для семейных чтений (ведь лучший стимул для ребенка читать – видеть, как читают его мама и папа, и не стесняются делиться своими впечатлениями). С осени 2017 года Александр руководит «школой читательского мастерства» и библиотекой STEAM School.

***

В современном книжном мире есть мнение, что талантливых читателей гораздо меньше, чем хороших писателей. Читатель, который может понять глубину писательского замысла, исторические условия и причины появления той или иной книги, ее взаимосвязь с культурой, в которой она родилась, – такой читатель действительно редкость, и задача нашего курса – создать среду, благоприятную для появления таких читателей. Поэтому наш курс называется «Школой читательского мастерства».

Задачи курса отличаются для каждого возраста.

Для дошкольников и младших школьников одинаково важны и вера в чудеса, и понимание собственной ответственности, причинно-следственных связей поступков, поощрений и наказаний. 6-9-летние дети еще верят в Деда Мороза, зубную фею, но при этом уже являются частью новой, поначалу непривычной и сложной системы социальных взаимоотношений.

Именно поэтому в эти годы важно читать книжки, которые в равных пропорциях сочетают волшебство и связь с реальным миром.

Чем старше становится читатель, тем больше реальных жизненных примеров необходимо ему получать в литературе. Его собственная жизнь и ближайшее окружение не всегда может дать ответ на вопросы, которые возникают у взрослеющего ребенка. Книги, герои, прошедшие проверку временем, подсказывают примеры действий в непривычных и порой сложных обстоятельствах. Юный читатель учится делать выбор между добром и злом, отличать одно от другого.

Задача литературы – показывать, как правильно и как не правильно. Иначе как ребенку научиться реагировать на жестокость, давление, ложь, проявлять сочувствие, горе, радость, любовь?

В переходном возрасте, в 12-15 лет, формируется подлинная нравственность человека, время следования авторитетам сменяется порой рефлексии и развитием самосознания. Эрик Эриксон называет подростковый период «кризисом идентичности» и говорит о важности изменений, которые происходят с личностью подростка: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Мы уверены, что выбор правильных книг в этот период способен дать необходимую поддержку подростку и обрести твердую почву под ногами, учась принимать собственные решения.

Мы будем рады разделить путешествие в мир слов с вашими детьми.