Ввести свой текст

БЛОГ

Как научиться думать экономно и эффективно
Как научиться думать экономно и эффективно

В начале апреля коллектив STEAM прошел обучение на семинаре «Формирование системного мышления и творческого воображения методами ТРИЗ-педагогики».

Основатели образовательного пространства Наталья Кризиль и Варвара Кольцова пригласили в STEAM настоящих Мастеров ТРИЗ — Марка Мееровича и Ларису Шрагину, руководителей лаборатории «ТРИЗ-педагогика Украины», авторов многих статей и ряда книжных изданий по методике ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, разработанная всередине ХХ века Г.С.Альтшуллером. Стройная, логически выверенная и обоснованная система анализа и решения задач – поначалу в инженерной отрасли, а в дальнейшем – в любой сфере деятельности человека, где требуется творческий, изобретательский подход.

Ключом к пониманию роли человека в этой системе стал Робинзон Крузо, герой Даниэля Дефо, использованный в качестве примера ведущими семинара по ТРИЗ.

Уметь отличать проблему от задачи, а мозговой штурм – от анализа проблемной ситуации по алгоритму ТРИЗ. Понимать, что такое система – и проводить ее генетический анализ. Давать определения простым словам и понятиям (как бы вы, например, ответили на вопрос «что такое ложка?»). Запускать творческие процессы в самих себе и в детях. Вот чему учились наши преподаватели на протяжении трех дней.

А еще – сочиняли рассказы, пробовали изображать обычные предметы (квадрат, например) различными способами, и – спорили!

Области применения ТРИЗ каждый из участников определил для себя сам. Для кого-то это становится инструментом самоорганизации и дисциплины, для кого-то – инструментом управления или создания методических пособий. По словам Мастеров ТРИЗ, самое простое определение, которое они однажды услышали от одной из своих слушательниц, было таким: «Месяца через три я поняла, что благодаря этой методике я начала экономно думать».

Как работает ТРИЗ, Марк Меерович показал на художественном примере из литературы: в рассказе «Преодоление» писатель-фантаст расследует причины аварии на космической станции, используя аналитические алгоритмы в духе Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро. Автор рассказа, Павел (Песах) Амнуэль, – также один из учеников Г.С.Альтшуллера (рассказ полностью можно прочитать здесь: https://e-libra.ru/read/166248-preodolenie.html).

Создатель методики ТРИЗ большое внимание уделял фантастике – как способу прогнозирования, моделирования и освоения будущего. Под псевдонимом Генрих Альтов он сам написал ряд произведений, ценимых и по сей день интеллектуальной аудиторией наряду с братьями Стругацкими и Станиславом Лемом.

Фантастическая литература – так же, как и детские наивные вопросы о мире – были и остаются мощными стимулами для педагогического развития. А методика ТРИЗ, похоже, способна стать очень хорошим инструментом на этом пути.

No Comments

Add your review

Your email address will not be published.