Ввести свой текст

БЛОГ

«Мама дай телефон», или «Дофаминовая зависимость»
«Мама дай телефон», или «Дофаминовая зависимость»

— Мама, дай телефон.
— НЕ ДАМ! Ты много сегодня играла, – говорит мама, и прячет телефон подальше в свою сумочку.
— Мне скучно!!! Ну, дай телефон! Ты что, не понимаешь, что мне скучно?.. – сначала хныканье, потом нарастающий плач, и наконец полноценная истерика (проработанная схема для получения желаемого).
— На!.. Возьми!!! – мама раздражённо вытягивает телефон из сумочки и отдает ребенку.
Сработано! Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

***
…На одной из смен лагеря-клуба «Я и другие» побывал ребенок с игровой зависимостью. Ему было ВСЕ не интересно. Ни какие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он все время говорил, что ему СКУЧНО. И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов). Спрашиваю: «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты изменил в нашем лагере?» – «Разрешил бы играть на смартфоне» – не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка. Продолжаю спрашивать, чтобы понять про увлечения ребенка: «А что тебе больше всего нравиться делать?». Слышу: «Играть на телефоне!». «А как ты проводишь время?» – продолжаю интересоваться. – «Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом опять играю». – «Тебе нравится как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым?» – вновь интересуюсь. – «Когда есть смартфон – да!».

Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки – давая вновь смартфон. И, возможно, избавить себя от детского нытья. У ребенка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребенок может долго нудиться, но в голову не приходят идеи что-то создать из бумаги, построить из конструктора или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн – это будет скучно.

Игровая зависимость или интернет-зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений: достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребенка информации. Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайне. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), там отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем снова «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки – да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.

Причина проста – полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи, ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играющего в компьютерные игры или живущего онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни получить такую дозу возможно, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.

Были случаи в моей практике, что ребенок ждал, когда родители уснут, и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.

Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребенок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создает привязанность и когда его много – приводит часто к переутомлению. Ребенок, играя, устает. По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.

Ребенок проживает жизнь в Инстаграм, в ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится все тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Так формируется «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и ребенок ее требует, а родители дают!

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ПРОВОДИТ ВРЕМЕНИ В ОНЛАЙН:

— становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
— становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
— появляется бессонница;
— падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
— становится рассеянным;
— слабо развивается воображение (сложно что-то придумать свое);
— реальность становится «черно-белой», теряется интерес к жизни;
— становятся не интересны кружки и другие увлечения в реальности;
— не умеет общаться;
— становится не интересным для других;
— появляются проблемы со зрением и позвоночником;
— не умеет преодолевать трудности (быстро сдается);
— мало двигается;
— ослабляется иммунитет;
— формируется сильное «Я-виртуальное» и слабое «Я-реальное»;
— формируется ЗАВИСИМОСТЬ.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребенка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребенок побудет в ней и придумает что-то свое, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:
— Компьютерную игру можно давать играть только на 30 мин в день (чтобы не сформировалась зависимость). ОБЪЯСНИТЕ ребенку, ПОЧЕМУ вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.
— 30-40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребенка). Ограничения делаются с уважением к личности ребенка.
— За час до сна никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
— Золотое время укладывания ребенка спать – с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребенка на следующий день).
— Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости, чтобы играть в обычные дворовые и настольные игры.
— Формировать хобби у ребенка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (так формируется ценность того, что я могу).
— И ребенку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость)
— Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга)
— Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким)
— Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя)
— Родителям быть примером свободного человека (дети подражают).

!!! (Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребенка интернета или игр на телефоне)

Родитель в процессе воспитания ребенка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребенка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать «ДА» своим детям намного чаще, но иногда сказать «НЕТ» – это лучшее, что мы можем сделать для своего ребенка. Осмысленные ограничения – создают безопасность для вашего ребенка.

Оригинал – © Наталия Простун
Взято у Надежда Колесник.

No Comments

Add your review

Your email address will not be published.